Суицидальное поведение и суициды у подростков.
Помощь и меры профилактики.
Самоубийства занимают второе место, как причины смерти, в детском и подростковом возрастах и десятое — среди всех возрастных групп. Ежегодно кончают жизнь самоубийством 1,2 миллиона подростков. Скачок уровня суицидов отмечается между ранним подростковым и молодым возрастом Суицид — вторая по распространенности причина смерти в возрасте 15-29 лет. По другим данным, самоубийство является третьей по значимости причиной смерти молодых людей в возрасте 10-19 лет во всем мире, и уровень самоубийств среди молодежи (15-19 лет) растет быстрее, чем среди населения в целом (45% против 26%). Подростковый возраст знаменует собой начало и быстрое развитие многих психических расстройств (например, депрессии, тревоги), которые способствуют повышенному риску самоубийства Повышенный риск суицида наблюдается в период с 12 до 17 лет, на каждую смерть от самоубийства среди молодежи приходится от 50 до 100 попыток суицида . По всему миру показатели смертности от суицида в этой возрастной группе выше у юношей, чем у девушек. Суицидальные мысли редко фиксируются у детей до 10 лет, но резко учащаются в 12-17 лет.
Что же именно может приводить к появлению у подростков таких мыслей и действий. Условно можно выделить три группы взаимосвязанных факторов, участвующих в динамике развития суицидального поведения:
- Потенциальные (создающие почву)
- Триггерные (стрессовые события запускающие динамику)
- Актуальные (связанные с суицидальным кризисным состоянием)
Признаки кризисного суицидального состояния
Переживания на которые необходимо обратить внимание:
— переживание социального поражения или личного унижение чаще возникает у подростков при невозможности оправдать ожиданий родителей, в ситуации буллинга;
— переживание себя как бремени для других, первую очередь для родителей. Наиболее часто встречающееся и мучительное переживание. Является независимым предиктором суицидальных мыслей в различных выборках, вне зависимости есть ли заболевание или нет;
— переживание безысходности, подростки говорят, что чувствуют «себя в ловушке своих несчастий», «с закрытой дверью», «страдание без возможности побега», которое создает муку, которая вызывает самоубийство.
Попытка самоубийства – это реакция на проблему, которую ребенок видит непреодолимой, это крик о помощи. Даже если родителям эта проблема видится надуманной, а поведение ребенка – шантажно – демонстративным, то это говорит о том, что других способов справиться с ситуацией он не находит. Это не значит, что ребенок или родители «плохие», это значит, что ему сейчас плохо и ему нужна помощь.
Факторы, обеспечивающие защиту от суицидального поведения
— Семья: хорошие, сердечные отношения, поддержка со стороны родных.
— Личностные факторы: развитые социальные навыки, уверенность в себе, умение обращаться за помощью к окружающим при возникновении трудностей, открытость к мнению и опыту других людей, к получению новых знаний, наличие религиозно-философских убеждений, осуждающих суицид.
— Социально — демографические факторы: социальная интеграция (включенность в общественную жизнь), хорошие отношения в школе с учителями и одноклассниками.
Если подросток пребывает в расстроенных чувствах, признается, что (думает о самоубийстве, и выказывает различные тревожные признаки, не оставляйте его наедине с самим собой. Побудьте с ним, поговорите и внимательно выслушайте.
Наиболее опасные симптомы
- Если в беседе высказывает намерения покончить с собой и говорит, что у него есть план как это сделать.
- Если жалуется на чувство безысходности, говорит, что он «не живет, а существует», мечется и может найти успокоение.
- Если в поведении прослеживается нарастающая замкнутость желание уединиться, избавиться от Вашего присутствия, куда-либо уехать, уйти.
- Если Ваш ребенок, говорящий раннее о своих страданиях, пугавший Вас суицидальными идеями, вдруг становится спокойным, тихим, а иногда и радостным, это может означать, возможно, он принял решение о самоубийстве.
Если Ваш, ребенок не идет на контакт,
попросите его ответить на следующие вопросы
- Тебе сейчас плохо?
- Нужна ли помощь другого человека?
- Могу ли я пригласить кого-либо из твоих друзей?
- Я могу вызвать врача?
- Ты можешь поговорить со мной, через некоторое время?
- За это время ты не станешь причинять себе вред?
Если эти вопросы не помогают разговорить Вашего ребенка, возможно, необходимо обратиться за специализированной психиатрической, психотерапевтической, психологической помощью.